01.12.2011 Как развивался рынок

Понятие рынок обозначает систему экономических отношений, которые возникают вследствие устойчивых экономических взаимоотношений между производителями товаров или услуг и потребителями. Для создания конкуренции на рынке необходимо присутствие более одного продавца или покупателя, таким образом, настоящий рынок может быть тогда, когда на нем присутствуют минимум трое участников. Монополией называют ситуацию, когда на рынке единсвенный продавец и несколько покупателей, а монопсонией – наоборот, когда есть несколько продавцов, но только один покупатель. Такие крайности приводят к несовершенной конкуренции.
Первым человеком, который произвел детальный анализ и сделал подробное описание свободного рынка, был Хуан де Матьенсо (перуанский и испанский юрист, и экономист) в конце 16 века. Он создал теорию субъективной стоимости, в которой описал различия между элементами предложения и спроса внутри рынка.

Термин конкуренция, Матьенсо использовал для писания соперничества внутри свободного рынка.
Основными функциями рынка являются:
- посредническая – как посредник между потребителем и производителем;
- информационная – он дает своим участникам информацию об ассортименте, качестве и необходимом количестве товаров или услуг;
- координирующая – побуждает производителей производить необходимые обществу экономические блага при этом делая наименьшие затраты и получаю достаточную прибыль;
- регулирующая – создание равновесия между предложением и спросом;
- ценообразующая – создание, на рынке цены полагаясь на взаимодействие предложения и спроса и учитывая конкуренцию.
Основными субъектами рынка являются деньги, услуги и товары. Рынок может иметь разные формы: базар, аукцион, магазин и другое.
Существует классификация рынка по разным критериям.
1) За территориальным признаком: региональный, местный, мировой, национальный.
2) По ассортименту: насыщенный, замкнутый, смешанный.
3) В зависимости от субъектов вступающих в обмен: рынок производителей, потребителей, государственных учреждений, промежуточных продавцов.
4) По объектам обмена: финансовый, рынок услуг и товаров, интеллектуальной собственности, средств производства.
5) По степени насыщенности: избыточный (спрос меньше предложения), дефицитный (спрос превышает предложение), равновесный (спрос равен предложению).
6) По уровню соблюдения законности: нелегальный (теневой), легальный (официальный), черный.
7) По степени экономической свободы: регулируемый, свободный.