Новый закон о техосмотре показал рост цен

06.12.2008
Цены на техосмотр автомобилей будут расти, несмотря на ограничения. Такие прогнозы делает рынок по итогам первого месяца действия нового закона о процедуре ТО. Плюсами закона эксперты называют уменьшение скорости прохождения ТО и привязку результатов осмотра к VIN-номеру.

Месяц, прошедший с момента начала действия новых правил прохождения техосмотра (ТО), ознаменовался установлением средней стоимости процедуры в регионах РФ.

Как сообщает РИА Новости, наивысший предельный размер платы за технический осмотр для легковых автомобилей зафиксирован в Приморском крае - 983 рубля. Наименьший - 265 рублей - фиксируется в Астраханской области.

Данные об этом предоставлены в справке Минэкономразвития Об утверждении предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств в субъектах РФ.

ТО или другое

Согласно новому закону, который начал действовать 1 января, размер платы за ТО устанавливается операторами самостоятельно, при этом выше установленного максимума для каждого субъекта РФ он быть не может. Методику расчета этого показателя определяет региональное отделение Федеральной службы по тарифам (ФСТ).

Для грузовых автомобилей с допустимой максимальной массой не более 3,5 тонны наивысший предельный размер платы за технический осмотр в размере 1516 рублей установлен в Магаданской области, наименьший - 301 рубль - в Астраханской области.

Средний размер предельной платы за проведение ТО легковых автомобилей в России составил 472 рубля, для грузовиков - 527 рублей, сообщает агентство.

Переходный период Напомним, что первое главное нововведение закона коснулось сокращения времени проведения процедуры - до 30 минут для легкового автомобиля. Второй важный момент: автовладелец без техосмотра не сможет теперь купить полис ОСАГО, то есть и пользоваться машиной ему в таком случае не удастся.

Услуги по проведению техосмотра в течение двух лет будут постепенно передаваться независимым коммерческим компаниям и предпринимателям, которые должны иметь аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков (РСА). В переходный период (2012-2014 годы) будут действовать станции ТО, работавшие ранее, свою аккредитацию они получают автоматически.

Телега для техосмотра

По мнению исполнительного директора НП Объединение автопроизводителей России (ОАР) Игоря Коровкина, новый закон опять ставит телегу впереди лошади.

Мы возвращаемся к тому, что было: делим техталоны между страховыми компаниями и органами техконтроля. Да, отменять ТО нельзя, но нужно совершенствовать процедуру - аварийность на дорогах, в том числе из-за устаревшего автопарка, растет, - сообщил он корреспонденту Firstnews. 

Неоправданным нововведением эксперт считает сокращение времени ТО. С учетом того, что отечественный автопарк довольно стар (50% машин - старше 10 лет), за полчаса, отведенные на процедуру, состояние автомобиля можно проверить весьма поверхностно, уверен он.

Отметим, что в большинстве зарубежья техосмотр является обязательной процедурой, а занимаются им частные компании. Таким образом, Россия через новый закон всего лишь стремится встать с ними в один ряд.

Коррупция никуда не делась

Новый порядок проведения ТО в России был рассчитан на преодоление коррупционной составляющей этой процедуры, но, на деле, пока лишь усугубил ее, уверен генеральный директор INFOLine Иван Федяков.

С 1 января 2012 года вновь стало возможным через нужные связи получить заветный талон без предоставления транспортного средства. Если в конце периода действия предыдущих правил это было невозможным, сейчас эта порочная практика полностью возродилась. Это стоит от $100, на престижные марки цена может доходить до $1000, - рассказал он Firstnews.

По мнению Ивана Федякова, новые правила пока остаются совершенно невнятными - четкого алгоритма куда ехать, что делать нет. Передача полномочий от ГИБДД в пользу коммерческих структур - направление верное, но мораторий на год на проведение ТО ударил по уже существовавшим нормальным коммерческим организациям, работающим на этом рынке, добавляет эксперт.

Действительно, по запросу в поисковых системах купить техосмотр выдается несколько ссылок на организации, которые предлагают как пройти ТО, так и приобрести талон.

Вложиться и заработать

Единственными положительными факторами нововведений можно считать скорость процедуры для новых автомобилей и привязку результатов ТО к VIN-номеру машины, считает координатор московского офиса Федерации автовладельцев России (ФАР) Андрей Орел.

Крупные центры техобслуживания вложились в новое оборудование для проведения техосмотра, им нужно отбить инвестиции - в этой связи стоимость процедуры в таких центрах неизбежно вырастет. По моим данным, средняя цена в России составляет 1800 рублей, то есть в два-три раза дороже, чем официальные цифры, - говорит он. 

Оборудование, закупленное для проведения ТО рядом крупных центров, окупится через 10-15 лет, вполне логично ожидать от их владельцев увеличения тарифов в связи с желанием как можно скорее вернуть вложения и начать зарабатывать, подчеркивают эксперты Firstnews.