Одноклассники проходят курсы омоложения

02.08.2009
Популярная социальная сеть изменила логотип, а также расширила функционал ресурса, что стало продолжением ребрендинга. Эксперты считают, что таким образом проект хочет омолодить свою аудиторию и вернуться в лидеры. Впрочем, большинство склоняется к мысли, что усилия эти тщетны.

Одноклассники занялись ребрендингом. Новый логотип соцсети появился в Интернете еще в начале апреля: он был вывешен на главной странице проекта. Однако вскоре его убрали.

Тогда представители компании официально отказывались от комментариев по этому вопросу. Сейчас они подтвердили факт изменения фирменного стиля, и новым логотипом оказался апрельский вариант. Как сообщили журналистам представители Одноклассников, он разработан сотрудниками компании и не потребовал никаких затрат.

Замена устаревшего логотипа - осознанная необходимость, это очередной шаг, логично продолжающий цепочку изменений в проекте: за последний год мы существенно модернизировали интерфейс, ввели много новых функций. Мы стремимся быть самой большой и самой любимой сетью для русскоязычных пользователей по всему миру, - заявила Firstnews директор по маркетингу проекта Одноклассники Людмила Булавкина.

Логотип

Новый логотип компании содержит изображения двух букв - ОК. Он располагается на странице авторизации, а также служит иконкой для закладки в мобильных устройствах. Как сообщили Firstnews представители Одноклассников, новый логотип имеет преемственность (фигурка человечка), он сохранил те же цвета, а сочетание символов ОК несет в себе положительные эмоции.

Еще три года назад казалось, что Одноклассники прочно закрепились на позиции лидера - в 2008 году, по данным TNS Web Index, их месячная российская аудитория составляла свыше 12 млн уникальных посетителей, в то время как на страницу ближайшего конкурента ВКонтакте заходили чуть более 10 млн человек. Однако уже в августе 2009 года расстановка сил изменилась: по данным той же TNS, тогда ВКонтакте впервые посетило почти 15 млн посетителей, а Одноклассники - на 3 млн меньше. С этого момента соцсети начали предрекать медленную смерть, однако в этом году Одноклассники доказали, что не только живее всех живых, но и могут побороться за первенство. К пятилетнему юбилею ресурса, который отмечался в марте, его администрация занялась ребрендингом и осуществила невозможное всего за 8 месяцев почти вдвое увеличила посещаемость (до 20 млн человек ежедневно). Для сравнения, ВКонтакте посещают около 23 млн пользователей.

Помимо смены имиджа, ресурс наполняют новыми функциями. С начала этой недели у пользователей соцсети появилась возможность добавлять на свои страницы любимую музыку, а также общаться с друзьями посредством видеочата. Такие функции, в основном, востребованы молодой прогрессивной аудиторий. Да и новый логотип выполнен в гораздо более современном духе, чем прежний. Возможно, таким образом проект старается омолодить свою аудиторию, которая в последние годы заметно повзрослела. Впрочем, представители Одноклассников уверяют, что возрастной состав пользователей администрацию сайта полностью устраивает.

В частности, как сообщила Людмила Булавкина, при ребрендинге Одноклассники учитывали мнение пользователей всех возрастных групп в равных пропорциях. Для этого проводились фокус-группы, в которых участвовали респонденты 4 возрастных категорий: юноши и девушки 16-21 года, молодежь в возрасте 21-25 лет, затем 25-34 и группа старше 34 лет.

Мы - социальная сеть для доброжелательного общения, где каждый может найти друзей, приятно провести время, обменяться новостями и получить новые впечатления. В нашем новом логотипе наиболее удачно подобрана та комбинация цветов, визуальных образов и графики, которая обогащает и делает наглядной нашу основную коммуникацию, - подчеркивает представитель соцсети.

Однако эксперты, опрошенные Firstnews, считают, что Одноклассники сменили фирменный стиль неспроста - таким образом ресурс пытается вернуть себе былую популярность.

Одноклассники серьезно утратили свои позиции. Во многом это произошло потому, что они дали пользователям минимальные возможности для коммуникации: ставь оценки девочкам и, собственно, все. Поэтому понятно, что в борьбе за аудиторию они вынуждены заняться ребрендингом. Одноклассники это социальная сеть для немолодых и непродвинутых, сеть для мам и бабушек, прямо скажем, - считает генеральный директор агентства Социальные сети Денис Терехов.

Аналитик Инвесткафе Георгий Воронков полагает, что инициативы Одноклассников вызваны желанием повысить лояльность своей аудитории и прекратить отток пользователей. Однако, на взгляд эксперта, повысить привлекательность ресурсу поможет вовсе не это, а развитие мобильных приложений для Android, iPhone и Symbian. Среди опрошенных Firstnews экспертов оказались и скептики, которые считают, что время Одноклассников прошло.Я думаю, что это все мертвому припарка, - заявил Firstnews интернет-эксперт Максим Кононенко.

В свою очередь, ведущий экономист Аналитик-Центра Дарья Вялых считает, что ресурс еще долго будет оставаться одним из самых популярных в Рунете, если сделает выводы из прошлых ошибок.

На пике популярности администрация сайта чересчур увлеклась платными услугами - дошло до того, что даже регистрацию сделали платной. Жажда материальной выгоды создала негативный фон вокруг проекта среди его пользователей, многие преднамеренно бойкотировали сайт, перестав посещать свои странички. Однако история показывает, что даже простая смена логотипа способна переломить ситуацию, - говорит она.

Эксперт считает, что зрелый возраст пользователей Одноклассников идет только на пользу сети, поскольку потенциальным рекламодателям привлекательнее размещаться на ресурсах, которые посещают платежеспособные пользователи, а не школьники и бедные студенты. По ее мнению, в ближайшее время конкуренция между самыми популярными соцсетями - ВКонтакте, Одноклассники и Facebook обострится. И неизвестно, кто еще в итоге выйдет победителем, подчеркивает Вялых.

Узнать, что думают о смене имиджа своего ближайшего соперника администрация соцсети ВКонтакте, не удалось - представитель ресурса Вячеслав Цыплухин отказался от комментариев.

У кого больше

Наиболее популярная социальная сеть в России - ВКонтакте. По данным на начало 2011 года, у сети насчитывалось почти 110 млн аккаунтов, а в Одноклассниках зарегистрировано более 60 млн пользователей. Самой популярной в мире соцсетью Facebook в России в начале года пользовались всего 4,2 млн человек.