С ослаблением финансового кризиса отечественные банки снова ринулись в сегмент потребительского кредитования

14.09.2011

Сейчас Украина занимает первое место в Европе по соотношению потребительских кредитов к ВВП - у нас этот показатель составляет 33% (Польша - 22,5%, Испания - 21%, Ирландия - 16,1%, Греция - 15%). На одного украинца приходится EUR800 потребительского кредита, или 3,5 средней зарплаты. Для сравнения, долг каждого испанца перед банками составляет 2,8 зарплаты, британца - 1,7, россиянина - 1,2.

Видимо, понимая абсурдность сложившейся ситуации, в Нацбанке сейчас рассматривают возможность внесения изменений в Инструкцию о порядке регулирования банков, которыми, среди прочего, предусматривается предоставление статуса специализированного банка потребительского кредитования тем банковским учреждениям, в которых портфель потребительских кредитов, выданных физлицам, равен или превышает величину их уставного капитала. Как отмечает газета "Экономические известия" в объем потребительских кредитов не будут включаться ипотечные кредиты и займы, предоставленные для приобретения товаров, работ и услуг отечественного производства (при наличии документов, подтверждающих это). Для специализированных потребительских банков планируется установить ряд повышенных требований.

Таким образом, регулятор пытается стимулировать банки переориентировать финансовые потоки из сектора потребительского кредитования в реальный сектор экономики. В НБУ ожидают, что нововведение повлияет на несколько десятков банков. По мнению же участников рынка, многие банки, чтобы не увеличивать свой капитал, пересмотрят кредитную политику и перенаправят свободные средства в ипотеку и корпоративный сегмент.

Возможным следствием регулятивных инноваций эксперты также называют активизацию финансовых компаний на кредитном рынке. Не исключено, что и банки будут пытаться открывать соответствующие дочерние структуры (присматривать за которыми призвана Госфинуслуг.- Авт.). Правда, для сдерживания использования этого механизма недавно был принят закон о консолидированном надзоре, который расширил права регулятора по контролю над субъектами финансовых рынков. В случае нарушения законодательства для фингрупп могут устанавливаться повышенные нормативы, а то и ограничения на отдельные виды операций. Для банков, в частности, может выдвигаться требование отчуждения его доли из капитала дочерней компании.

Еще одним вариантом действий в рамках замораживания импортного потока потребительских товаров в Украину является повышение требований к формированию резервов под потребительские кредиты. По мнению некоторых экспертов, такой вариант более логичен, чем повышение нормативных требований, поскольку в последнем случае придется наращивать уставный капитал. Вместе с тем при реализации резервного сценария развития событий рентабельность банков снизится.

Эксперты называют целый ряд факторов, препятствующих активизации кредитования банками реального сектора экономики. По словам вице-президента Альфа-банка (Украина) Романа Шпека, во-первых, отечественная экономика остается слишком высокозатратной из-за высокой энергоемкости и низкой продуктивности труда. К примеру, украинские металлурги, приносящие львиную долю валютных доходов государственной казны, используют при производстве металла в пять раз больше энергии, чем, к примеру, в странах ЕС. Это влияет на объемы собственных оборотных средств предприятий, зарплаты их сотрудников и доходность бюджета.

В нашей стране остается неимоверно большое количество убыточных предприятий. По официальной статистике, более 40% предприятий ведут неприбыльную деятельность. Как можно оценить риски при выдаче кредитов таким предприятиям? - задается вопросом банкир.

До сих пор остается значительное количество государственных, некорпоратизированных предприятий, которые не могут предоставить ликвидный залог для получения кредита даже в виде государственных ценных бумаг. А имущество госпредприятий не может быть предметом залога.

Низким остается также индекс инвестиционной привлекательности государства. Соответственно, предприятия не имеют возможности получить инвестиции, которые не придется возвращать, а вынуждены все решать за счет кредитов.

И все это обрамлено высоким уровнем коррупции в судебной и исполнительной системах. В обществе действует принцип: Кредиты возвращают слабаки,- рассказывает финансист. Что приводит к тому, что банки не кредитуют экономику, зная кредитную историю многих потенциальных заемщиков. Таким образом, на первый план выходит проблема не качества законодательства, а практики его успешного применения и, соответственно, доверия властям.

Ведь куда НБУ направляет банки? В корпоративное кредитование и ипотеку. Но кризисная статистика свидетельствует, что именно эти сектора наиболее рискованные для кредитования,- парирует господин Шпек.

По его мнению, при существующем в Украине объеме теневой экономики и серого ввоза товаров иллюзией является утверждение, что ограничение потребительского кредитования даст возможность избежать макроэкономических дисбалансов.

Среди причин, препятствующих активизации кредитования реального сектора, называют эксперты также проблему источников долгосрочных ресурсов и их дороговизны. Пока эта проблема не будет решена, как утверждает глава правления Правэкс-Банка Сергей Наумов, вопрос массового кредитования остается открытым. Тем не менее глава набсовета Платинум Банка Юрий Блащук уверен, что решить проблему дефицита длинных ресурсов можно, в частности, путем проведения пенсионной реформы.

По мнению же ректора Международного института бизнеса, экс-замглавы НБУ Александра Савченко, государство, зная, что банковская система обескровлена из-за плохой конъюнктуры и происходившей в период кризиса передислокации ресурсов в пользу государства, должно поддерживать банки через механизмы рефинансирования. Банки и банковская система в целом во главе с центральным банком во время кризиса кредитуют государство. И это правильно - весь мир этим занимается. Но государство теперь должно поддерживать банки,- уверен финансист.

По его мнению, сейчас государство должно давать коммерческим банкам длинные недорогие ресурсы для финансирования энергосбережения, ипотечных программ, малого и среднего бизнеса. Правда, делать это через государственный банк нельзя, ибо в таком случае на первое место выходят риски развития коррупции.

Нынешние попытки ограничить потребительское кредитование постановлениями НБУ являются неестественным способом достижения цели,- утверждает господин Савченко. По его словам, Национальный банк сейчас фактически занимается уже промышленно-индустриальной политикой. Это ли его функция? Не центробанк должен решать, куда коммерческие банки будут направлять средства. Это миссия правительства. Именно оно должно создать льготы для коммерческих банков и стимулировать их направлять средства в определенные отрасли экономики,- резюмирует он.

Руслан КИСЛЯК

Статьи по теме:

11.07. 2011 Жертвами борьбы НБУ с ростом спроса на валюту станут банки и их клиенты