Виктор Вексельберг интересуется аэропортом Домодедово

20.09.2008
Российский предприниматель, глава группы Ренова Виктор Вексельберг рассматривает возможность приобретения аэропорта Домодедово. От сделки выиграют обе стороны, считают эксперты, уточняющие, что говорить о конкретных шагах пока рано, и заявление Вексельберга - это приглашение к длинному диалогу.

Группа Ренова миллиардера Виктора Вексельберга рассматривает возможность покупки столичного аэропорта Домодедово, сообщил Вексельберг журналистам во вторник, 17 января.

Деталей возможной сделки не сообщается, глава группы ограничился всего одной фразой, подтвердившей его интерес к объекту, передает РИА Новости.

Единственное, что уточнил бизнесмен, - готовность Реновы привлечь к сделке партнеров.

Решение принято

Решение продать Домодедово его собственник и председатель совета директоров Дмитрий Каменщик принял в середине декабря 2011 года, после того, как в отношении объекта прошла серия проверок и выемок документов.

Как указывали сообщения в СМИ, речь шла о контроле за средствами, выделенными на реконструкцию.

Возможными покупателями аэропорта в разное время называли Сулеймана Керимова, Олега Дерипаску и Сбербанк.

Домодедово планировал в конце мая 2011 года проведение IPO на Лондонской фондовой бирже, но отложил его, сославшись на неблагоприятную рыночную конъюнктуру.

Сколько стоит

В рамках подготовки к первичному размещению акций его организаторы разошлись в оценках аэропорта. Goldman Sachs оценил компанию в $3,5-7,5 млрд, Citigroup - $4,2-5,3 млрд, а J.P. Morgan - в районе $4,4 млрд.

Первая оценка наиболее близка к действительной стоимости актива, который я бы оценил в диапазоне от 90 до 110 млрд рублей, - прокомментировал Firstnews старший аналитик ИФК Метрополь Андрей Рожков. 

В целом, по его словам, появление известного всем собственника, который к тому же курирует правительственный проект инновационного фонда Сколково, положительно скажется на имидже Домодедово, имеющего запутанную схему собственников и официально не называвшего конечного владельца до последнего времени.

Это обстоятельство привлекло внимание федеральных властей, которые озаботились выяснением собственника аэропорта после двух крупных ЧП задержки множества рейсов из-за ледяного дождя (конец 2010 года) и крупного теракта в январе 2011 года.

В этой связи приход Реновы скажется на управлении Домодедово положительно. У компании Вексельберга есть несколько региональных аэропортов и опыт управления ими позволяет расценивать шансы на приобретение крупнейшего объекта авиатранспортной инфраструктуры в РФ как самые высокие, - продолжает эксперт Метрополя. 

По словам Андрея Рожкова, выиграет от сделки и сама Ренова, которая сможет использовать Домодедово в рамках пакетного предложения услуг авиакомпаниям.

Домодедово, крупнейший аэропорт РФ - Доля пассажиропотока от общего объема в Москве составляет 46%. - На сегодняшний день из Домодедово выполняют полеты 77 авиакомпаний по 233 направлениям. - Среди партнеров - 48 иностранных авиакомпаний и 29 российских. - В 2010 году пассажиропоток Домодедово вырос на 19,2% - до 22,25 миллиона человек. - Входит в двадцатку самых загруженных аэропортов Европы. - Единственный аэропорт Московского авиационного узла, способный одновременно производить на своих полосах операции по взлёту и посадке. Эффективный собственник

Между тем, Ренова, похоже, действительно делает ставку на развитие объектов транспортной инфраструктуры. Сегодня, 17 января, на сайте компании появилось сообщение, что правительство Самарской области подписало со структурами Вексельберга инвестиционное соглашение о реконструкции и модернизации самарского аэропорта Курумоч. Согласно его условиям, инвестор планирует вложить в развитие объекта 12 млрд рублей.

Губернатор Самарской области Владимир Артяков также пообещал, что к открытию нового терминала будет запущен аэроэкспресс. Соответствующая договоренность существует между областью и РЖД,

В соответствии с условиями инвестиционного соглашения, до конца 2014 года будет построен новый пассажирский терминал площадью более 35 тыс. кв. метров и пропускной способностью 3,5 млн пассажиров в год.

Другой актив Реновы в этой сфере, аэропорт Кольцово в Екатеринбурге, в 2011 году показал существенный рост объемов принятых рейсов. По итогам прошлого года он обслужил 3 млн 356 тыс. пассажиров, что на 22% превышает показатель 2010 года.

Сделка в тумане

Все это положительно характеризует возможности Вексельберга в сфере авиаперевозок, но о какой-то конкретике в отношении Домодедово, связанной с ним, говорить рано, считают эксперты.

Пока структура собственности, долговая нагрузка и другие показатели не станут ясными, речь о продаже актива можно вести только в сослагательном наклонении, уверен ведущий эксперт УК Финам Дмитрий Баранов.

Оценка актива в условиях его тотальной непрозрачности гадание на кофейной гуще. Понятно, что Вексельбергу он интересен. Поэтому сегодняшнее заявление и прозвучало. Но это не более чем приглашение к длинному диалогу, который совсем не обязательно закончится реальной продажей аэропорта, - считает аналитик. 

По его словам, учитывая статус Вексельберга и размер принадлежащих ему активов, потенциальная сделка не обязательно пройдет за деньги: вполне возможен, полагает Дмитрий Баранов, обмен активами или какая-то другая схема расчетов. Также неясно, захочет ли государство отдавать ключевой аэропорт Московского авиаузла.

Так, другой его элемент аэропорт Внуково - сообщал о планах передать 75% своих акций (принадлежат правительству Москвы), в собственность правительства РФ.